Сибирский клуб ИТ директоров::Владимир Андреев, Docsvision: Российский рынок СЭД готов к поглощениям среди мировых ECM

Владимир Андреев, Docsvision: Российский рынок СЭД готов к поглощениям среди мировых ECM

Кликните, чтобы увеличить фото

В ближайшее время рынок ECM изменит структуру предложения за счет слияний и поглощений нескольких вендоров крупными корпорациями – к уже проходящей сделке Adobe и DaySoftware прибавится покупка Oracle и Fatwire, а также HP и Autonomy. Западные аналитики полагают, что это существенно изменит предпочтения заказчиков, а отечественные игроки рынка СЭД уверены, что этот процесс отразится на российской отрасли в меньшей степени.

В блоге аналитической компании The Real Story Group опубликован материал, рассказывающий о возможной "перекройке" рынка ECM/WCM-решений после приобретения HP Autonomy, Adobe Day Software и Oracle Fatwire. В нем аналитик Апурв Дурга (Apoorv Durga) отстаивает точку зрения, что подобные действия отразятся на уровне внедрения продуктов пользователями и поэтому изменят структуру предложения ECM. CNews опросило экспертов СЭД на российском рынке о том, верят ли они в подобный исход событий в отечественной отрасли электронного документооборота.

Владимир Андреев, президент компании "ДоксВижн", считает, что укрупнение бизнеса и необходимость их интегрированности является следствием того, что рынок перешел к более зрелой стадии, и заказчики формулируют потребность в комплексных интегрированных решениях, которая гораздо адекватнее удовлетворяется не набором подсистем от разнообразных, относительно мелких производителей, а единым интегрированным решением от известного на рынке и надежного бренда."Отмечу, что на рынке ECM гораздо более значимые поглощения и альянсы случились несколько лет назад (например, покупка компанией IBM продукта FileNet), так что названные поглощения скорее развивают наметившиеся ранее тенденции. Цель подобных действий заключается в получении необходимой для развития предложений компетенции и быстрого расширения рынка сбыта за счет клиентской базы приобретаемого продукта", - замечает он. "В России рынок СЭД несколько отличается по структуре от рынка ECM на западе и, безусловно, находится в гораздо менее зрелом состоянии. Сейчас он формируется большим количеством (несколько десятков) относительно небольших компаний, которые удовлетворяют спрос в решении отдельных слабо интегрированных приложений по автоматизации документооборота. Очевидно, что не может продолжаться бесконечно, и мы в скором времени увидим реструктуризацию рынка и разнообразные формы укрупнения бизнеса. В частности, в силу российской специфики предметной области и сложности проникновения западных продуктов, возможно, мы увидим внимание крупных западных брендов к российским компаниям, специализирующимся в области СЭД", - подытоживает эксперт.

Александр Бейдер, директор по развитию направления ECM в компании Terralink, рассуждая о ситуации с развитием сделок M&A на ECM-рынке, отмечает, что интеграция производителей ПО в структуры производителя железа обычно происходит очень медленно и она, зачастую, так и остается "государством в государстве", а слияния производителей программного обеспечения происходят намного эффективнее. "Обычной следствием уменьшения количества игроков на рынке является возрастание конкуренции на этом рынке, это очень выгодно пользователям. Благодаря влиянию и позиции НР на российском рынке, мы, возможно, сможем познакомиться с продуктами Autonomy, о которой мы не знали практически ничего, - считает он. - Не думаю, что это существенно изменит рынок предложения продуктов ЕСМ в России ни в краткосрочной, ни даже в среднесрочной перспективе. Опыт показывает, что после поглощения спрос на продукты поглощенной компании заметно падает, поскольку очень много сил и ресурсов уходит на ребрендинг продукта и интеграцию поглощенной компании в новую структуру. Также имелись случаи, когда после поглощения продукт исчезал на несколько лет или даже полностью прекращал свое существование. Так, мы до сих пор не увидели на российском рынке масштабных внедрений бывшей системы Stelent после ее поглощения компанией Oracle . Прогноз развития продукта невозможно делать, не зная целей поглощения". Эксперт замечает, что Autonomy далеко не доминировала на мировом рынке ЕСМ - ее доля была более чем в два раза ниже, чем ЕМС и более чем в три раза ниже, чем Open Text, и просто несоизмерима мала по отношению к IBM.

Александр Семенов, генеральный директор "КОРУС Консалтинг", уверен, что такое поглощение повлияет на расстановку сил на рынке ECM: "В корпоративном сегменте больше доверяют известному вендору с историей и репутацией, чем небольшим незнакомым производителям. Приобретая ПО или реализуя проекты с крупным вендором,у которого есть опыт и понимание задач корпоративного рынка, клиент значительно минимизирует свои риски. Поэтому если продукт предлагается под известным брендом - это важный фактор его успешных продаж, а поглощаемая компания или продукт получает дополнительные мощные каналы сбыта. Кроме того, крупным вендорам часто выгоднее вкладываться в приобретение готовых продуктов, чем в собственную разработку: меньше риски и более легко просчитываются рыночные перспективы".

Елена Иванова, директор по маркетингу ЭОС, более сдержана в оценке перспектив развития поглощенных компаний, считая, что данные инициативы не повлияют напрямую на спрос, но подогреют интерес к рынку со стороны клиентов, чего и добиваются вендоры. "Безусловно, чтобы сегодня заполучить клиента нужны продукты высочайшего качества, отвечающие потребностям клиентов, поэтому понятно, что легче (если это большая компания) купить вендора специализированных решений, чем заниматься этим самим заново с целью расширения продуктового портфеля и с целью предоставления все большего количества продуктов, сервисов и услуг".Она считает, что эти тренды на российском рынке могут отразится только тем, что западные вендоры будут предлагать российскому рынку более интересные решения, а российские ИТ-компании будут преломлять это на почву и под потребности российских заказчиков. "По большому счету, российским вендорам неинтересно, что какой-то гигант купил очередных разработчиков, а гораздо интересней, чем именно в технологическом плане пополнились продукты и продуктовый портфель этого гиганта, чтобы российские компании могли предложить своим клиентам что-то новое. Соответственно перераспределение сил на западных рынках может отразиться и на маркетинговой политике, и вообще на активности западных компаний в России, - прогнозирует госпожа Иванова. - Но на данный момент российские потребители,если и обращаются к западным разработкам, то только если они адаптированы для российского рынка. На рынке ECM это особенно наглядно, потому что культуры работы с контентом и информацией (включая документы) у нас и Запада разные".

В целом, опрошенные игроки рынка не видят особых оснований для изменения предложения СЭД в России, равно как и существенного влияния на местных разработчиков в свете событий на ECM-рынке сделок слияний и поглощений.


02 сентября 2012   

Комментарии пользователей

Извините, но у Вас не достаточно прав для добавления комментария.